Финансовая грамотность в ДОУ
Обучение основам экономических знаний необходимо
начинать уже в детском саду. Чтобы разработать рабочую программу по финансовой
грамотности, ознакомьтесь с двумя документами, на основе которых она
составляется:
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
финансовой грамотности" для детей 3–7 лет
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации
основной образовательной программы дошкольного образования в части
экономического воспитания дошкольников.
Финансовая грамотность
в младшей и средней группе ДОУ
Играем в магазин
Понадобятся игрушечные монеты и купюры, кассовый
аппарат, корзинка для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки. Каждый
ребёнок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети
исполняют роль покупателей.
В процессе игры объясняйте детям значение действий и
понятий:
- Что
такое товар?
- Что
такое деньги?
- Как
формируется цена?
- Почему
нельзя получить что-то бесплатно?
- Как
происходит процесс покупки?
- Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Подчеркните ценность труда.
Мастерим копилку
Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На уроке творчества можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого приготовьте каждому по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке сделайте отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова, можно начинать играть: покажите, как бросать монетки в отверстие и как они достаются, повторите счёт, сравните разные монетки по размеру.
Играем в “Желаемое –
Необходимое”
Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки –
синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за
“необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями?
Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие
нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш
вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от
категории товара.
Воспитатель называет товар:
- “мыло”
– дети должны поднять красную карточку,
- “хлеб”
– красная карточка,
- “обувь”
– красная карточка,
- “игрушечная
машинка” – синяя карточка,
- “воздушный шарик” – синяя карточка и так далее.
Осваиваем навыки
разумного потребления
Как объяснить малышам, что деньги зарабатываются
трудом и не стоит тратить их на ерунду? Поделите группу на “семьи” и раздайте
каждой по 5 игрушечных монет.
Теперь они отправляются в “магазин”, где им предлагают
карточки с изображением различных товаров. Рисуя карточки, обратите внимание на
то, что самые ненужные товары могут быть яркими и привлекательными. Например,
на одной карточке изображено яблоко, а на другой – ёлочная игрушка. Попросите
детей потратить все 5 монет на нужные вещи. В процессе покупок просите малышей
в группах советоваться друг с другом, чтобы решение принималось совместно.
После того, как все монеты потрачены, вместе
рассмотрите купленные карточки и обсудите, какие вещи куплены напрасно, а какие
действительно принесут пользу.
Играем в
“Платное-бесплатное”
Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам
и подойдёт дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя
деньги? Давайте узнаем это! Попросите детей стать в круг и бросать мяч друг
другу по принципу игры в “Съедобное - несъедобное”.
- Ловим
мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, “гулять в
парке”, “устроить бой снежкам”, “слепить снеговика”, “поплавать в речке
летом” и так далее.
- Не
ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, “пойти в
кино”, “пойти в кафе” и так далее.
Финансовая грамотность
в старшей и подготовительной группе ДОУ
Играем в магазин
Детей старшего дошкольного возраста уже можно глубже
знакомить с понятием стоимости и обучать финансовой грамотности. Перед тем, как
“отправиться” за покупками, предложите детям составить список того, что они
собираются приобрести, и запланировать сумму, которую они потратят. Используйте
игрушечные купюры разной величины, вводите понятие сдачи, банковской карты,
скидок, рекламы.
Поделите детей на группы: пусть кто-то будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат.
Определяем цену
Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, предложите им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Обсудите вместе, согласны ли остальные с этой стоимостью и почему.
Играем в настольные игры
Захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения. Подберите в Игросити интересную настольную игру на тему финансов.
Бросаем мяч - называем
профессии
Предложите детям собраться в круг. Теперь каждый
участник, бросая мяч друг другу по кругу, называет профессию. При этом нельзя
повторять уже упоминавшиеся профессии и слишком долго держать мяч в руках.
Побеждает тот, кто сможет назвать больше всего профессий.
Играем в банк
Давайте познакомим детей с работой банка – как
происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов. Для игры
следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться
банк. Поставим туда кассовый аппарат, банкомат, подготовим игровые банковские
карточки, игрушечные купюры и монеты. Варианты сюжетов игры:
- Учимся
пользоваться банкоматом
- Заводим
банковскую карту
- Осуществляем
перевод денег
- Набираем
пин-код
- Оплачиваем
коммунальные услуги и так далее.
Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе
работника банка или его клиента.
Проводим викторину по
финансовой грамотности
Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть
реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или
небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ.
Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в
чёткой и доступной форме. Например:
- Для
чего нужны деньги?
- Что
такое зарплата?
- Что
означает понятие “бюджет”?
Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно
задавать в увлекательной форме.
- Предложите
детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник
– доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто
быстрее соединит карточки по парам?
- Какая
команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
- Смогут
ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит
в коробке?
- Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?
Финансовый уголок в
ДОУ
Чтобы поддерживать интерес детей к получению
экономических знаний, организуйте в детском саду финансовый уголок. В этом
месте должны быть тематические игрушки:
- касса
- банкноты
и монеты,
- набор
товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты),
- тележка
или корзинка.
Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому дополните уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также подкрепите игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.
Например, книжка-раскраска, разработанная министерством финансов Калининградской области, погружает ребёнка в мир финансов через пословицы и поговорки. Посмотрите методические рекомендации по работе с книжкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий