НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии. Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей. Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В 2–3 года
малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами,
проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить
башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать
бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными
детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более
разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно
покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество
подходящих для этой цели предметов.
САМЫЕ ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ
Заинтересовать
и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
- «Улитка». Самым маленьким это
упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и
мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми.
Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й
пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было
проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой
вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным
и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
- «Ножки». Ребенку непременно
понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу
человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам»
можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на
тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого
монстрика или даже в осьминога.
- «Очки». Соединить большой и
указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая
задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе
импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале.
Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие
птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит
от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с
ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и
стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
РИСОВАНИЕ
Впервые взяв
в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом
понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на
любой доступной поверхности.
Пользу
рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:
- мышление;
- фантазию;
- чувство
прекрасного;
- творческие
способности.
Многие
родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет
правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно
не беспокоиться.
Вот
несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу
малышу:
- В
качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные
восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих
качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а
также рисовать боковой поверхностью.
- Чтобы
уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка
необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист
ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому
художнику, если в альбоме ему тесновато.
- Работу
с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной,
совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой
подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже
можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки,
так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу
будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее
будет ими пользоваться.
ЛЕПКА
Одно из
самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание
пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы
для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и
достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под
присмотром и при участии взрослых:
- «Лепешки
и колбаски». Чтобы
наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать
несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему
расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок
должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие
несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать,
что он из них сделает.
- «Прилипалка». Начинающему скульптору
нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей.
Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков,
колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно,
он слепит человечка.
- «Палитра». Через какое-то время после
начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея
смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет
показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой
две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно,
разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится
новыми оттенками.
Подобные
маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество
интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не
сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в
наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
ИГРУШКИ
Детские
магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При
желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов.
Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько
популярных примеров:
- Мозаика. Представляет из себя
перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые
вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами
фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики
ничуть не менее полезно.
- Шнуровка. Это набор из картонных карточек
с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки,
иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так,
чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное
шнурование.
- Сортировка. Для этой игры подойдет
любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики,
фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно
продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие
развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
- Подбор
крышки. Это
домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых
бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается
подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
- Конструктор. Универсальная игра,
интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по
образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно
учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по
размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года
вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится,
развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об
этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать,
когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий