Как научить ребенка одеваться самостоятельно: 7 золотых правил
Целенаправленно приступать к обучению
самостоятельному одеванию можно примерно с двух лет. Почему? Разбираемся
вместе. Наряжать младенца одно удовольствие: натягивая на крохотные ножки
ползунки и пинетки, мы воркуем от удовольствия и умиляемся. Но в утренней
суете, завязывая шнурки на ботинках четырехлетки уже раздраженно восклицаем:
«Когда, наконец, ты научишься все делать сам?!» В самом деле — когда? И
что делать, если застегнуть пуговицы на кофте для пятилетнего малыша все еще
остается проблемой?
Психологическое «созревание» и осознанные
действия надевания на себя какой-либо одежды, как правило, происходят у ребенка
ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, внимательные родители могут отметить,
что и раньше их малыш пробовал на себя что-то надеть. Но это скорее является
элементом интуитивной игры, манипуляций с разными предметами и, как конечным
результатом, встречей с родительской реакцией (радостью, раздражением,
равнодушием).
Как правило, в три года детки уже идут в
детский сад, и очень важно, чтобы к этому возрасту они обладали элементарными
навыками самостоятельного одевания. Если в это время малыш начинает постепенно
самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на липучке, то к
четырем годам он, как правило, уже умеет сам одевать майку, трусики, кофту,
куртку, брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются,
и к семи годам ребенок вполне может себя полностью одеть сам.
Снимите это немедленно!
Обучение детей одеванию, как это ни
парадоксально, начинается с… раздевания. Кроха, которому исполнился годик,
пробует стянуть с себя шапочку или варежки. Это очень важно, потому что
является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных
действий в дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом — предложите
попытаться надеть снятое. Вместо того чтобы неожиданно — потому что «время
пришло» — учить его одеваться, нужно не пресекать эти пробы в раннем
возрасте. Резкими покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами
(«я сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя руки-крюки» и т.д.)
можно надломить его желания, инициативность и веру в себя. Желательно, до того
как ваш малыш войдет в период самостоятельного одевания, подготавливать его к
этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста практикуйте пальчиковые игры,
с годовалыми — мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите или
смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с
петельками, чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас
есть много подобных игрушек-«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить
действия, необходимые при самостоятельном одевании.
Вспомнить все
Как и любой другой навык, умение одеваться
формируется у ребенка постепенно. Но быстрее это произойдет с вашей помощью.
·
обеспечьте свободный доступ к детской одежде. Ребенок должен не только
уметь правильно одеться, но и содержать свою одежду в порядке: уметь складывать
ее, сортировать по предметам, отличать грязную от чистой и т.п.
·
продумайте гардероб. Прежде чем расплачиваться за
выбранную в магазине детскую одежду, мысленно оденьте ее на свое чадо. Штанины
брюк должны быть свободными, пояс — регулирующийся, а горловина у маек,
футболок и свитеров — достаточно широкой. С трудными конструкциями и
фасонами (множество молний, пуговиц, крючков и липучек) лучше повременить.
·
расскажите о порядке надевания одежды. Обязательно
проговаривайте последовательность: сначала трусики и майка, потом носочки,
следом — штанишки и т.д. Для того чтобы малыш быстрее запомнил ее, читайте
книжки и рассматривайте картинки.
·
научите отличать лицевую и изнаночную сторону. Также не забывайте
о понятиях «перед» и «зад». Если крохе пока еще сложно это запомнить,
придумайте отличительные метки (например, на передней стороне однотонной
футболки сделайте нашивку).
·
поделитесь секретами одевания. Расскажите
ребенку, почему свитеры и футболки нужно начинать надевать с макушки (если
попытаться пролезть в горловину лицом, можно застрять), а со штанами и
колготами удобнее расправляться, сидя на краю дивана или кровати.
4 причины, почему
ребенок не хочет одеваться сам
«Почему он не хочет одеваться?» —
вздыхаете вы, устав гоняться за малышом с охапкой одежды под мышкой. Самые
распространенные причины такого нежелания следующие.
1. Неумение
Это самое просто объяснение и легко
решаемое, если кроха еще просто мал для самостоятельного одевания. Ситуация же,
когда раз за разом вы, экономя время, упаковывали ребенка в одежду сами, а
потом вдруг решили, что «в пять лет пора бы самостоятельнее быть», может иметь
неприятные последствия. Обрушившиеся на малыша суровые требования, вполне могут
спровоцировать не только волнение, но и чувство тревоги, неуверенности в себе.
Он может расплакаться, разозлиться, оцепенеть от ужаса, неожиданно захотеть в
туалет, попить, то есть в целом будет сопротивляться тому, чего от него
ждут. Так что во всем необходима последовательность.
2. Скука
Как правило, распознать эту причину
довольно легко: как только вы приближаетесь к чаду с ворохом одежды, он
пускается от вас наутек. Есть возможность — поддержите затею ребенка.
Проигравший — одевается. Если время поджимает, сначала строго предупредите
(ровно через 10 минут выходим из дома), а затем начните демонстративно собираться.
Еще один способ «оживить» одевание — рассказывать в процессе всевозможные
стишки и считалочки.
3. Неудобство
Комфорт — одно из важнейших
требований к одежде. Двух- и трехлетнему ребенку легче будет надевать на себя
одежду с наименьшим количеством застежек и молний, с достаточно свободной
горловой частью у свитера, водолазки. Обувь, желательно, иметь не только со шнурками,
но и на липучках. Дети любят удобную, комфортную, неколючую одежду. Так как на
прогулке они постоянно играют, двигаются, принимают различные позы, то взрослым
важно подбирать одежду, не стесняющую их движений. Например, чтобы в процессе
своей игры ребенок постоянно не прерывался на то, чтобы поправить шапку,
слезающую с ушей, чтобы при каждом наклоне ему не надо было заправлять
майку-водолазку-свитер (это актуально в холодное время года, и можно учесть при
выборе комбинезона) и т.д. Все неудобства, связанные с одеждой, ребенком
запоминаются, и он, сам того не осознавая, может сопротивляться одеванию по
этому поводу тоже.
4. Плохое настроение
Иногда отказ от выхода из дома может быть
вообще не связан с одеванием: плохо спал ночью, в течение
дня наказали, сломалась игрушка, начинает заболевать и т.п. Ведь для ребенка
одеться — это приложить усилие, терпение, внимание. В таких ситуациях на
самостоятельное одевание не хватает сил. А плач — это самый быстрый способ
снятия психического напряжения. Если у взрослого человека, как правило,
срабатывает внутренний контроль над своим состоянием и настроением (он
одевается и идет по своим делам, на работу), то у ребенка это отсутствует. Чем
меньше малыш, тем сильнее его связь с собственным телом, с его реакциями. То
есть в три-четыре года (и даже в пять лет) ребенку невозможно самому себе
сказать: «Стоп, я должен собраться». Наверно, практически у всех, бывают
ситуации, когда ребенка нужно «быстро собрать». Найдите минутку, пока одеваете
малыша (или пока находитесь в дороге), и расскажите, почему сегодня за него это
делали вы. Объяснения нужны для того, чтобы у него тоже была целостная картина
происходящего, а не обрывки. Ребенку безопаснее и надежнее, когда
причинно-следственные связи объясняет родитель.
Игры «на одевание»
Игра — один из самых доступных и
любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание — не
исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому
повседневному процессу.
·
«Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину,
в рукав, в штанину. Практически поднеся к ручке или ножке крохи пройму,
сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь. Приняв правила игры,
он гарантированно будет стараться «победить».
·
«Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте
«а где наши ручки?», восклицайте «какая длинная шейка!», просите вытянуть
ножки, а потом — поболтать ими. Вариантов масса.
·
«Соревнование». Положите рядом два комплекта
одежды — детский и свой собственный и одевайтесь одновременно.
·
«Показ мод» — маленькие дети, как девочки, так и
мальчики, обожают примерять родительскую одежду. Надевать вещи взрослых не
только проще, но и интересней. Используйте это!
·
«Обмани меня!» — придерживайте это средство на
крайний случай. Вздохните, покачайте головой и скажите: «Ну, с этой-то кофтой
тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат последует очень
быстро.
7 «золотых» правил
обучения малышей одеванию
1. Будьте спокойны и
терпеливы. Пожалуй, это одно из самых трудных требований: трудно сохранить
доброжелательность, когда вы опаздываете, а малыш 10 минут возится с
застежками. И все же, если вы понимаете, что никуда не торопитесь и времени
достаточно, не спешите помогать ему или критиковать. Желательно, чтобы ребенок
самостоятельно закончил то, что начал: так у него формируется его собственный,
индивидуальный опыт. Например, вы видите, что оделся он не совсем правильно
(наизнанку, задом наперед и т.п.), сначала порадуйтесь вместе тому, что он это
сделал сам, а затем спросите — все ли получилось? Выслушав, поделитесь
своим виденьем. Четырехлетка поначалу может отказываться переодевать
неправильно надетое. Ваше давление только усилит протест. Порассуждайте,
спросите у него, почему ему важно оставить все как есть? Ребенок 5-6 лет, как
правило, исправляет свои ошибки: у него уже нет задачи «быть в протесте». Он
больше нацелен на взаимодействие с социумом
2. Установите зрительный
контакт — он будет залогом вашего взаимодействия с ребенком в процессе
одевания. В тот период, когда вы еще сами одеваете своего малыша (лучше всего
делать это, стоя на коленях на полу), проговаривайте вслух свои действия.
Регулярность повторов имеет свою силу запоминания у ребенка. Впоследствии
некоторые вещи, например, нижнее, нательное белье он будет автоматически
надевать сам, а следующую последовательность в действиях вы ему напомните.
3. Учитывайте
индивидуальные особенности ребенка. Многие дети сызмальства любят наряжаться
(и не только девочки!). Они пытаются участвовать в процессе одевания, начиная с
годичного возраста, частично могут правильно одеться в два с половиной года и
полностью — в четыре. Но многое зависит и от характера ребенка. Более
спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с пуговицами и молниями,
а гиперактивные дети в
принципе самостоятельно одеваться начинают немного позже.
4. Примите его правила. Если вы хотите, чтобы
ваш ребенок с удовольствием одевался сам, предоставьте ему возможность выбора
одежды. Разумеется, бывают случаи, когда дресс-код необходим. Но в целом, так
ли важно, что оранжевая футболка не сочетается с малиновыми ботинками? Если же
детские требования слишком сильно попирают ваш хороший вкус, просто сузьте
рамки: выложите перед малышом три комбинации одежды, сформированные вами —
пусть выбирает.
5. Подавайте пример. Малыши вообще очень
хорошо учатся справляться с одеждой на чужом примере. Именно поэтому в семьях,
где двое и более детей младшие
начинают самостоятельно одеваться гораздо раньше.
6. Помогайте — это
подбадривает. Пусть он сам просовывает ноги в колготки, а вы — расправляете их и
хорошо подтягиваете, или надевает рубашку, вы — застегиваете пуговицы и
т.п.
7. Хвалите. Момент, когда кроха сам что-то оденет или
застегнет — именно тот, когда не стоит скупиться на похвалу. Малыши очень
радуются, когда у них получается что-то сделать без посторонней помощи.
Категорически нельзя критиковать, ругать и смеяться, если ребенок надел что-то
неправильно! Это усиливает у него страх, неуверенность, протестующее поведение
перед чем-то новым. Ошибочно считать, что «метод сравнения» стимулирует к
самостоятельности и повышает его мотивацию. Очень наглядно это происходит в
детском саду: фразы «ну, что ты копаешься, все уже переоделись», «посмотри, как
Маша аккуратно одевается», «Гриша умеет надевать перчатки, а ты нет» ранят
ребенка, делают виноватым, заставляют стыдиться, понижают самооценку и даже
пробуждают чувство злости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий