понедельник, 15 апреля 2024 г.

 

Чаще разговаривайте с детьми…

Говорите чаще своему ребенку, о своей любви к нему. Говорите чаще ему о том, как он важен и дорог для вас. Да просто чаще разговаривайте с ним просто так!

Время летит стремительно, и еще вчера ваш маленький ребенок, который так доверчиво вкладывал свою маленькую ладошку в вашу руку по дороге из детского сада, сегодня уже бормочет что-то себе под нос и прячется в своей комнате. А задумывались ли вы, какие видите отношения?

Говорите с ребенком чаще. Спрашивайте у него, как прошел день, что нового происходит в его жизни, интересуйтесь его друзьями. Найдите в бешеном ритме своей жизни, хотя бы час или даже полчаса времени, которое вы проведете со своим ребенком. Даже если вашему ребенку уже 12, 15 или 16 лет. Заведите традицию свою, например, ужинать всем вместе, за одним столом, делиться эмоциями о прожитом  дне или планируя день завтрашний. Поверьте, знать, чем живет ваш ребенок, для вас однажды окажется очень полезным…

Потому, что рано или поздно, ребенок совсем вырастет, и однажды даже не придет ночевать домой. Вот тогда, эти знания окажутся не только полезными, но еще и успокаивающими. Ведь если вы будете разговаривать с ним в детстве, то он не перестанет этого делать и в юности. А значит, вы будете и дальше знать, что происходит в его жизни. Где он находится, что с ним происходит, какие радости и горести он переживает.

Если ваш ребенок привыкнет к тому, что вы говорите с ним на разные темы, что вы готовы принять его друзей и любите его просто за то, что он есть на свете, то став взрослым, он сможет легко обратиться к вам за советом в той или иной ситуации. Он будет вам доверять.

Ребенок доверяет вам безраздельно, пока он мал, а потом это доверие очень легко потерять. Поэтому не молчите. Говорите со своим ребенком. Говорите чаще. Говорите дольше. Говорите на разные темы. Говорите чаще ему, что вы его любите.

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно, тактично. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не осознают этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:

1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?

- Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о своем опыте, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрастет, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

- Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая Вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему?» после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:

Не оставляйте детские вопросы без ответа!

Не обрывайте их!

Не отнекивайтесь!

Не обходите молчанием!

Не отвечайте вопросом на вопрос! 

Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь.  А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.

Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы.

- Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?

1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.

2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.

3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.

Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете». И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».

Разумная семья всегда будет воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения! Грубо «речевой», касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком.  Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя»«тётя Галя»«воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш по - началу будет произносить имя-отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.

Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи, безличных, ничего не значащих выражений (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики. Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: « Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем – то рассказать…».

         Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и « молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

                    Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру « Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить скучный поход по « делам» или необходимость постельного режима. К таким заданиям можно отнести:

- какими словами, красками, можно описать время года;

- назови слово – предмет, слово – действие, слово – цвет, только веселые слова;

- расскажи о предмете: какой он; что он может делать;

- играйте в игру « Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что…

Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что…;

- играйте в игру « Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

- играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т. д.;

- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка.

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: « Найди ошибку»

В лес растут грибы. – В лесу растут грибы.

Шишки растут в елке. – Шишки растут на елке.

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку в « лицах» с разной интонацией.

   Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

- для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;

- ребенок не виноват в своих проблемах! Он не « лодырь», не « тупой». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

- ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный ребенок сразу замкнется. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным  произношением звуков речи. Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий